Ученые из кампуса Исследовательского Института Скриппса в Флориде обнаружили новый терапевтический подход, который, пока еще предварительно, может способствовать развитию новых клеток, формирующих костную ткань, у пациентов, страдающих от потери костной ткани.остеопороз

Слева – нормальная костная ткань; справа – остеопорозная костная ткань

Исследование, опубликованное 12 июня в журнале Nature Communications, сосредоточено на белке под названием PPARy (известный, как регулятор жировой ткани) и его влиянии на судьбу стволовых клеток, полученных из костного мозга («мезенхимальных стволовых клеток»). Так как эти мезенхимальные стволовые клетки могут развиваться в несколько разных типов клеток – включая жировые клетки, клетки соединительной, костной и хрящевой тканей – они имеют ряд потенциально важных терапевтических применений.

Ученые знали, что частичная потеря PPARy у генетически измененных мышей приводит к увеличению образования костной ткани. Чтобы увидеть, смогут ли они повторить этот эффект, используя препарат, исследователи соединили разнообразные подходы структурной биологии с рациональным проектированием нового вещества, которое может подавлять биологическую активность PPARy.

Результаты показали, что когда на человеческие мезенхимальные стволовые клетки воздействовать новым соединением, которое названо SR2595, наблюдалось статистически значимое увеличение образования остеобластов – типа клеток, которые формируют костную ткань.

«Эти результаты впервые демонстрируют новое терапевтическое применение препаратов, нацеленных на PPARy, которые были сосредоточены на попытках развития чувствительности к инсулину для лечения сахарного диабета 2 типа, — сказал Патрик Гриффин, заведующий кафедрой молекулярной терапии и директор Трансляционного Исследовательского Института Скриппса в Флориде. – Мы уже продемонстрировали, что SR2595 обладает подходящими свойствами при тестировании на мышах; следующим шагом является выполнение детального анализа эффективности препарата на животных моделях потери костной ткани, старения, ожирения и сахарного диабета».

Кроме обнаружения потенциально нового лечения для потери костной ткани, исследование может иметь более широкие последствия.

«Так как белок PPARy тесно связан с несколькими белками, которые, как известно, играют роль в заболеваниях, мы потенциально можем применять эти структурные идеи для создания новых соединений для различных терапевтических применений, — сказал Дэвид П. Маркиано, первый автор исследования. – Кроме того, теперь мы лучше понимаем, как природные молекулы в наших организмах регулируют метаболизм и гомеостаз костной ткани, и как нежелательные изменения могут лежать в основе патогенеза заболеваний».