Ученые открыли, как генная мутация вызывает аутизм

Последнее изменение: 2020-01-31
2015-08-8

Хотя предыдущие исследования связали многочисленные различные генные мутации с аутизмом, было непонятно, как именно эти мутации способствуют развитию заболевания. Теперь, новое исследование, опубликованное в журнале Cell, раскрыло действие одного связанного с аутизмом гена.

ДНК-нитиИсследователи обнаружили, что мутации в гене под названием UBE3A делают его гиперактивным, что приводит к неправильному развитию головного мозга и аутизму.

Исследование, проведенное учеными из Школы медицины на базе Университета Северной Каролины в Чапен-Хилл, показало, как мутации в гене под названием UBE3A делают его гиперактивным, что приводит к неправильному развитию головного мозга и аутизму.

У людей, страдающих аутизмом, дупликация области хромосомы 15q – так называемый синдром Dup15q – является одной из наиболее распространенных генетических аномалий. Ранее считалось, что причиной этой аномалии является слишком активный UBE3A.

Руководитель исследования Марк Жилка, ассоциированный профессор клеточной биологии и физиологии, и его коллеги объяснили, что при нормальном развитии головного мозга ген UBE3A может быть активирован или инактивирован с помощью присоединения фосфатной молекулы, которая действует как регуляторный переключатель.

Однако, исследователи обнаружили, что мутации в UBE3A разрушают регуляторный переключатель – который они определили как протеинкиназу А. Это приводит к тому, что ген не может быть инактивирован, и вызывает его гиперактивацию. Эта гиперактивность, по словам исследователей, приводит к аутизму.

Профессор Жилка и его коллеги достигли своих результатов с помощью секвенирования генов линий человеческих клеток от детей с аутизмом и их родителей.

Тогда как родители детей не имели мутаций UBE3A, у самих детей они присутствовали. Исследователи обнаружили, что ген UBE3A у детей был постоянно активен.

Введя мутантный ген UBE3A в мышиные модели, ученые обнаружили развитие дендритных шипиков на клетках головного мозга мышей. Дендритные шипики соединяют нейроны. Ученые говорят, что это очень важное открытие, поскольку слишком большое количество дендритных шипиков было связано с аутизмом.

Исследователи говорят, что, таким образом, их результаты показывают, что гиперактивация UBE3A – запущенная разрушением протеинкиназы А – является причиной связанного с Dup15q аутизма.

Существующие препараты могут снизить активность UBE3A для лечения аутизма

По словам профессора Жилка, можно снизить активность UBE3A у пациентов с аутизмом, связанным с Dup15q.

«Действительно, — добавил он, — мы проверили известные соединения и показали, что два из них существенно снизили активность UBE3A в нейронах».

Одним из испытанных соединений был препарат под названием ролипрам, который повышает активность протеинкиназы А. Этот препарат ранее был испытан в клинических исследованиях для лечения депрессии, но его использование было прекращено из-за побочных эффектов.

Профессор Жилка отмечает, что, тем не менее, для некоторых пациентов с синдромом Dup15q – например, для тех, кто испытывает опасные для жизни судорогу – преимущества ролипрама могут перевесить риски. Он говорит, что, возможно, стоить оценить, облегчают ли симптомы синдрома Dup15q низкие дозы этого или других препаратов, которые усиливают протеинкиназу А.

Исследователи говорят, что их результаты, кроме потенциального лечения аутизма, могут также помочь пациентам с синдромом Ангельмана – редкостным неврологическим заболеванием, которое вызывает тяжелую умственную и физическую инвалидность.

В своем исследовании ученые обнаружили, что много мутаций у людей с синдромом Ангельмана связано с нарушением функции или стабильностью UBE3A, что оставляет пациентов с неактивной формой гена. Исследователи говорят, что это открытие может привести к лучшему выявлению заболевания, которое обычно диагностируется ошибочно.

К кому обратится:

Дорогие друзья. Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.

1. Ольга:

Здравствуйте! Пишет Вам Ольга Зашмарина, мама ребенка с орфанным заболеванием, синдромом Ангельмана, представитель родительского коммьюнити и волонтер фонда «Синдром Ангела».
    Обратиться к Вам, как представителю научного мира, побудило общее стремление родителей инициировать системное исследование синдрома и проведение в перспективе клинических испытаний генного препарата на территоррии РФ.
    На сегодняшний день мы пополняем реестр пациентов и стараемся популяризировать синдром среди ученых и врачей.
    Синдром мало изучен, лечение — симптоматическое и маршрутизация самих пациентов, как правило, оставляет желать лучшего. Для родителей — это испытание каждого дня. Мы хотели бы наладить контакты с потенциально заинтересованными людьми из области научной медицины. Для этого требуется взаимодействие и содействие подведомственных организаций на территории РФ, направляющих пациентов в институт Вельтищева г. Москвы для формирования единого реестра пациентов, также привлечение молекулярных биологов, нейробиологов и других узкопрофильных специалистов из мира науки для более глубокого, комплексного изучения синдрома на территории России.
    Особую важность предоставляет распространение информации среди профильных специалистов: неврологов, эпилептологов и генетиков, обозначение рабочей схемы перенаправления верифицированных пациентов в инст.Вельтищева.
    Кроме того, на сегодняшний день актуализирована тема проведения пролонгированного полисомногра
    фического исследования синдрома Ангельмана разных возрастных групп и механизмов повреждений 15й хромосомы, в контексте присущей клинической картине, депривации сна.
    Актуальным предоставляется определение генеза ночных пробуждений в контексте депривации сна, дифференциация эпилептических ночных событий и событий, носящих доброкачественный характер, выявление причин спонтанных пробуждений, чуткого сна, вопросов касательно качества и кол-ва часов сна и бодрствования.
    Родители вынуждены признать свое бессилие перед диагнозом и взяли инициативу по налаживанию связей с научным миром в свои руки… Эпилепсия, будучи прогредиентной, чревата изменениями личности, отсутствие правильного диагностирования и выбора тактики ведения пациента приводит к печальнейшим последствиям и рушит судьбы огромного количества семей…

Кроме того, актуализирована тема проведения исследований касательно
    медицинской идиосинкразии, реакции на раздражители в контексте ЖКТ. У многих детей диагностируется рефлюкс, незрелость ферментативной системы (свойственная более позднему возрасту), лактазная недостаточность, запоры, гиперкинетический колидистальный синдром, существует необходимость дифференциации подобных событий с приемом лекарств, в частности АЭП (необусловленная генетикой) и реакции со стороны ЖКТ (провоспалительные реакции) коррелирующие с генетикой, в нашем случае детерминированные самим синдромом (возможно низкий уровень выработки секретина).
    Также интересны исследования нейровоспалительных реакций, глутаматергической теории, лежащих в основе психотических проявлений, гипервозбудимости.

Будем очень рады, если наша проблема может заинтересовать Вас или Ваших коллег, также очень признательны, если возможно оказание посильной помощи в распространении информации о синдроме Ангельмана в научно-исследовательском и врачебном кругу.
    С уважением,