Пожилые пациенты, принимающие ингибиторы протонной помпы (часто назначаемое средство для лечения изжоги и кислотного рефлюкса), имеют в два раза выше риск госпитализации из-за почечной недостаточности, чем их сверстники, которые не принимают этих препаратов.
Пока что побочные эффекты крайне редки, а исследование не доказало, что именно эти препараты вызывают почечную недостаточность. Однако эта связь вызывает опасения, потому что десятки миллионов людей принимают эти средства, продаваемые по рецепту, а в некоторых странах – и без него.
«Как правило, эти препараты хорошо переносятся, и у подавляющего числа пациентов, принимающих их, не развивается почечная недостаточность или другие серьезные осложнения, — сообщает по электронной почте ведущий автор исследования Тони Антониу, исследователь из Institute for Clinical Evaluative Sciences и Больницы святого Михаила в Торонто.
– Но эти средства нужно использовать в течение минимально возможного периода времени».
Антониу и коллеги вовлекли в исследование около 290 000 людей возрастом старше 66 лет, принимающих ИПП в Онтарио в период между 2002 и 2011 годами, а также такое же количество лиц, не принимающих их.
Затем ученые оценили, сколько людей были госпитализированы с острым повреждением почек в течение 120 дней после начала лечения, и сравнили с группой, не принимающей ИПП.
Пытаясь привлечь к исследованию только пациентов, принимающих ИПП впервые, ученые исключали людей, которым назначали эти препараты в предыдущем году.
Они также исключили людей, которым в последние пять лет были диагностированы заболевания, которые связаны с развитием почечной недостаточности, — например, ВИЧ и системная красная волчанка.
А также они исключили пациентов, которым приписывали антибиотики в течение последних 4 месяцев, потому что почечная недостаточность может быть вызвана инфекционным заболеванием или препаратами, которые используют для его лечения.
Острое повреждение почек возникло у 1787 людей, что составляет значительно меньше 1% всех участников исследования. Люди, принимающие ИПП, имели показатель госпитализации 13,49 на 1 000 человек за год, в сравнении с 5,46 на 1 000 человек без приема этих препаратов. Эти результаты были опубликованы 16 апреля в CMAJOpen.
«Я бы не ограничивал назначение ингибиторов протонной помпы, основываясь на результатах только этого исследования. Общий риск развития почечной недостаточности в исследуемой популяции был довольно низок, а связь между ИПП и почечной недостаточностью является все еще только связью, — говорит доктор Джон О’Брайен Кларк, гастроэнтеролог в больнице Джона Хопкинса в Балтиморе.
– Из всех возможных побочных эффектов этих препаратов наиболее важным является не почечная недостаточность, а остеопороз. Существует также риск, что у людей не будут всасываться в кишечнике определенные витамины и минералы, например – магний, железо, витамин В12 и кальций».
Кларк также указывает: «Это исследование подтверждает, что ингибиторы протонной помпы не являются препаратами, которые можно применять без риска. Врачи должны приложить все усилия, чтобы ограничить использование этих препараты только теми пациентами, которым действительно необходимы ИПП, и найти минимальную дозу, определить длительность терапии для лечения их заболеваний».
«Тогда как некоторые пациенты могут принимать антациды для облегчения симптомов изжоги, ингибиторы протонной помпы играют важную роль в лечении людей с более серьезными медицинскими проблемами», – считает доктор Джордж Сакс, профессор David Geffen School of Medicine и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, не учавствующий в исследовании.
– Для пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ), эти препараты могут предупредить развитие опасного для жизни рака пищевода».
«Пациенты должны регулярно проверять, нужны ли им еще ингибиторы протонной помпы, — говорит Антониу. – Во многих случаях, изменение образа жизни (например, воздержание от провоцирующей пищи, снижение веса) может быть всем, что требуется».
Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к специалисту для консультации.