В докладе о первом небольшом клиническом испытании в этой области, исследователи из онкологического центра Киммела Университета Джона Хопкинса говорят, что они безопасно использовали иммунные клетки, выращенные из собственного костного мозга пациентов, для лечения множественной миеломы – рака белых кровяных клеток.
На этом рисунке показаны инфильтрирующие костный мозг лимфоциты в культуре клеток
Результаты исследования, включающего конкретный вид нацеленных на опухоль Т-клеток, известных как инфильтрирующие костный мозг лимфоциты (marrow-infiltrating lymphocytes — MILs), были описаны в журнале Science Translational Medicine.
«То, что мы узнали в этом небольшом исследовании, состоит в том, что большое количество активированных MILs могут селективно нацелиться и уничтожить миеломные клетки», — сказал иммунолог Иван Боррелло из Университета Джона Хопкинса, доктор медицинских наук, который возглавлял клиническое испытание.
Он объяснил, что MILs являются пехотинцами иммунной системы и нападают на чужеродные клетки, такие как бактерии или вирусы. Но в своем нормальном состоянии они неактивны и слишком малочисленны для того, чтобы оказать заметное влияние на рак.
Предыдущие лабораторные исследования доктора Боррелло и его коллег показали, что активированные MILs могут селективно нацеливаться и уничтожать миеломные клетки, взятые у пациентов и выращенные в лабораторных условиях.
Для клинических испытаний, команда ученых набрала 25 пациентов с впервые диагностированной или рецидивирующей множественной миеломой, хотя у 3 из этих больных возник рецидив до того, как они смогли получить лечение MILs.
Ученые выделили MILs из костного мозга каждого пациента, вырастили их в лаборатории для увеличения их количества, активировали их при помощи микроскопических шариков, покрытых иммунноактивирующими антителами, и ввели внутривенно каждому из 22 пациентов с их собственными клетками. За три дня до введения улучшенных MILs, пациенты получили высокие дозы химиотерапии и трансплантацию стволовых клеток – стандартное лечение для множественной миеломы.
Через год после проведения лечения MILs, 13 из 22 пациентов имели, по крайней мере, частичный ответ на терапию, что значит, что их рак сократился, по крайней мере, на 50%.
У семи пациентов наблюдалось уменьшение объема опухолевых клеток, по крайней мере, на 90%, через, в среднем, 25,1 месяца без прогрессирования рака. Остальные 15 пациентов имели, в среднем, 11,8 месяца времени без прогрессирования болезни после лечения MILs. Ни один из участников не имел серьезных побочных эффектов от лечения. Общая выживаемость составляла 31,5 месяца для тех, у кого было менее 90% снижения заболевания. Среднее время наблюдения составляет в настоящее время более 6 лет.
Доктор Боррелло отметил, что несколько онкологических центров США провели аналогическое экспериментально лечение, известное как адоптивная терапия Т-клетками, но сказал, что команда ученых из Университета Джона Хопкинса считает, что только они использовали MILs. Он сказал, что можно использовать и другие типы инфильтрирующих опухоль клеток, но они, как правило, менее многочисленны в опухоли пациента и могут не расти хорошо за пределами организма.
В опухолях, подобных меланоме, всего лишь у половины пациентов есть Т-клетки в их опухоли, которые могут быть выделены, и около половины из которых могут быть выращены. «Как правило, иммунные клетки из солидных опухолей, называемые инфильтрирующими опухоль клетками, могут быть выделены и выращены всего лишь у 25% пациентов, которые потенциально могли бы подойти для лечения. Но в нашем клиническом испытании, мы смогли выделить и вырастить MILs у всех 22 пациентов», — сказала Кимберли Нулан, доктор философии, научный сотрудник школы медицины Университета Джона Хопкинса.
Нулан говорит, что небольшое исследование помогло ей и ее коллегам узнать больше о том, какие пациенты могут получить пользу от лечения MILs. Например, они смогли определить, сколько из выращенных в лаборатории MILs были специфически нацелены на опухоль пациента и продолжали ли они нацеливаться на опухоль после введения.
Кроме этого, ученые обнаружили, что пациенты, чей костный мозг перед лечением содержал более высокое количество определенных иммунных клеток, известных как центральные клетки памяти, также имели лучший ответ на лечение MILs. Пациенты, которые начали лечение с признаками гиперактивного иммунного ответа, не отвечали хорошо на лечение.
Доктор Нунан говорит, что команда исследователей использовала эти данные для того, чтобы направить два других текущих клинических испытания MILs. Эти исследования пытаются расширить противоопухолевый ответ и о опухолевую специфичность, комбинируя трансплантацию MILs с раковой вакциной под названием GVAX, разработанной в Университете Джона Хопкинса, и препаратом от миеломы леналидомид, который стимулирует Т-клеточные ответы.
Исследователи также говорят, что испытание также пролило свет на новые пути выращивания MILs. «В большинстве этих исследований, Вы видите, что чем больше клеток Вы получите, тем лучший ответ будет наблюдаться у пациентов. Изучение, как улучшить выращивание клеток может улучшить лечение», — сказала доктор Нунан.
Ученые онкологического центра Киммела также разработали MILs для лечения солидных опухолей, таких как рак легких, пищевода и желудка, а также детская нейробластома и саркома Юинга.
Эксперты сообщают, что каждый год в США возникает больше 20 000 случаев множественной миеломы, и более 10 000 человек умирает от этого заболевания. Это второй наиболее распространенный рак крови.
Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к специалисту для консультации.