Top.Mail.Ru

Ученые определили аминокислоту, которая останавливает судороги у мышей.

По данным исследования, проведенного учеными из Университета Джона Хопкинса, аминокислота, кажется, действует как мощный ингибитор судорог у мышей.

мыши

В серии экспериментов аминокислота D-лейцин, содержащаяся во многих продуктах питания и некоторых бактериях, прерывала длительные судороги, – состояние, известное как эпилептический статус, — и делала это с такой же эффективностью, как и противоэпилептическое средство диазепам (препарат выбора при судорогах), но без каких-либо его седативных побочных эффектов.

Результаты исследования, опубликованные на сайте журнала Neurobiology of Disease, также указывают на то, что механизм действия D-лейцина отличается от действия всех известных существующих противосудорожных препаратов.

Это открытие может проложить путь к созданию таких необходимых новых методов лечения для примерно трети пациентов с эпилепсией, у которых наблюдаются резистентные к препаратам формы заболевания.

«Лечение эпилепсии не очень улучшилось за последние 50 лет, так что существует острая необходимость в лучших терапевтических подходах, особенно для миллионов пациентов с резистентной к препаратам эпилепсией, — сказал ведущий исследователь Адам Хартман, доктор медицинских наук, детский невролог в Детском центре в Университете Джона Хопкинса, ассоциированный профессор неврологии в Школе медицины Университета Джона Хопкинса.

– Если эта информация подтвердится в исследованиях на более крупных животных и у людей, наши результаты принесут реальную пользу пациентам, страдающим от непрерывных судорог».

Аминокислоты – строительные блоки белков – являются источниками энергии и критически важны для многих биохимических реакций в организме, но многие специфические роли различных аминокислот остаются неизвестными.

В текущем исследовании ученые начали с того, что некоторые аминокислоты могут принимать участие в предупреждении судорог, так как они вырабатывают определенные побочные метаболические продукты, аналогичные тем, что образуются при кетогенной диете с высоким содержанием жиров.

Такая диета является альтернативным лечением для пациентов, чьи судороги плохо контролируются медикаментозными средствами. Вид такой диеты использовался в качестве стандартного лечения эпилепсии в 1920-х – 1930-х годах, но вошел в немилость с изобретением первых противосудорожных препаратов.

Улучшенную версию диеты вернул в использование Джон Фримен, невролог из Университета Джона Хопкинса, предложив тем самым облегчение множеству детей с резистентными к препаратам судорогами. Тем не менее, режим питания требует сложных расчетов, его может быть трудно придерживаться, и он не всегда обеспечивает полный контроль над судорогами.

В начальном наборе экспериментов, исследователи сначала вводили мышам аминокислоты L-лейцин и D-лейцин, которая имеет почти идентичное строение, являясь биохимическим зеркальным отображением L-лейцина.

Когда исследователи вызвали судороги при помощи шоковой терапии, животные, которым проводили лечение любой из аминокислот, чувствовали себя лучше, судороги у них развивались при более высоких значениях силы электрического тока, в сравнении с мышами, которые получали плацебо. Это было признаком более высокой резистентности к судорогам.

Для того, чтобы посмотреть, могут ли D-лейцин и L-лейцин также прервать уже длящиеся судороги, исследователи вызывали судороги у группы животных и, как только они начинались, вводили высокие и низкие дозы аминокислот. L-лейцин не смог остановить развившиеся судороги, тогда как D-лейцин эффективно их прервал.

«Поразительно, — говорят исследователи, — что D-лейцин останавливал судороги даже в низких дозах». Дальше, ученые сравнили способность D-лейцина прерывать длительные, непрерывные судороги с седативным препаратом диазепамом, который часто используется с этой целью у людей. Оба препарата прекращали судороги, но D-лейцин делал это на примерно 15 минут раньше.

Кроме того, у мышей, получавших D-лейцин, быстрее восстанавливалась нормальная жизнедеятельность, они не испытывали сонливости или вялости, которые наблюдались у животных, получавших диазепам, а также общих побочных эффектов, наблюдаемых у людей.

Финальный набор экспериментов изучал взаимодействие D-лейцина с несколькими нервными рецепторами, которые, как известно, вовлечены в передачу сигналов между клетками и в судорожную активность. Удивительно, но D-лейцин не взаимодействует ни с одним из известных сигнальных путей для запуска или предотвращения судорог.

«Наши результаты показывают, что D-лейцин влияет на нейроны, отличающиеся от других известных методов лечения для контроля судорог, — сказала старший исследователь Ж. Мария Хардвик, профессор микробиологии и иммунологии в Школе общественного здравоохранения Блумберга в Университете Джона Хопкинса. – Это открытие дает нам надежду на создание новых подходов к лечению эпилепсии».

К кому обратится:

Последнее изменение: 2020-01-16
2015-06-22

Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к врачу.

Если вам есть что рассказать, пишите.

1. Татьяна:

Судороги вызывают сильные мучения у детей и у взрослых.у моей внучки, ей 7 лет судороги с рождения , погибли клетки мозга от нехватки кислорода.
    Ребенок так мучается, судороги то мелкие, то средние, то продолжительные
    Они не дают девочке спать.
    Подобрать лекарство никак не получается. Любое воздействие увеличивает судороги. Никакой реабилитации.
    Очень хотелось, чтобы нашли лекарство.