По данным результатов нового исследования, опубликованным в журнале Nature Communications, изменения кишечных бактерий в результате стресса в начале жизни может играть ключевую роль в развитии тревоги и депрессии в зрелом возрасте.
Все чаще исследователи изучают, как бактерии кишечника влияют на здоровье. Например, в ноябре 2014 года, было сообщение об исследовании, показавшем, как кишечные микроорганизмы влияют на вес, тогда как другое исследование связало их с болезнью Паркинсона.
По словам старшего автора Премисла Берчика, ассоциированного профессора медицины в Школе медицины Майкла Г. ДеГротта в Университете МакМастера в Канаде, и его коллеги, уже давно известно, что кишечные бактерии могут влиять на поведение.
Однако профессор Берчик говорит, что большинство исследований изучали эту связь, используя здоровых, нормальных мышей. В своем исследовании ученые использовали две группы мышей: одна группа имела нормальные микроорганизмы кишечника, а другая – не имела их.
Некоторые из мышей в каждой группе были подвергнуты стрессу в начале их жизни, вызванного отлучением от матерей в течение 3 часов каждый день в возрасте от 3 до 21 дней.
Неонатальный стресс изменил кишечные бактерии у мышей, вызвав тревогу и депрессию
У мышей с нормальной кишечной микрофлорой, ученые обнаружили, что у тех, которые поддавались стрессу, развивались аномальные уровни стрессового гормона кортикостерона, вместе с поведением, подобным тревоге и депрессии. Более того, у них наблюдалось ухудшение функционирования кишечника.
Однако, хотя у мышей без кишечных бактерий, подвергнутых стрессу, и наблюдалось увеличение кортикостерона и ухудшение функции кишечника, у них не развивалось поведение, подобное депрессии.
Затем исследователи колонизировали мышей без кишечной микрофлоры, подвергнувшихся стрессу, микробами от животных с нормальной, которые также испытали его.
Они обнаружили, что это вызвало тревогу, но этого не происходило, когда ученые передали бактерии от мышей, испытавших напряжение, животным без микрофлоры, не подвергавшимся ему.
«Это подтверждает, что в этой модели и хозяин и микробные факторы необходимы для развития поведения, подобного тревоге и депрессии, — объяснил профессор Берчик.
– Неонатальный стресс приводит к повышению стрессовой реактивности и дисфункции кишечника, что изменяет микрофлору, что, в свою очередь, изменяет функционирование головного мозга».
Говоря о важности их результатов, профессор Берчик сказал: «Мы начинаем объяснять сложные механизмы взаимодействия и динамики между флоры и ее хозяином.
Наши данные показывают, что относительно незначительные изменения в профиле микрофлоры или ее метаболической активности, вызванные неонатальным стрессом, могут оказать сильное влияние на поведение хозяина в зрелом возрасте».
Ученые говорят, что очень важно определить, можно ли применить наблюдения, сделанные в этом исследовании, у человека. «Например, можем ли мы обнаружить аномальные профили флоры или различия микробной метаболической активности у пациентов с первичными психиатрическими расстройствами, такими как депрессия», — добавил профессор Берчик.
Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к специалисту для консультации.