Исследователи обнаружили «троянского коня» иммунной системы

Исследователи из Оксфордского Университета обнаружили, что человеческие клетки используют вирусы в качестве Троянских коней – транспортировочных курьеров, которые стимулируют иммунную систему на борьбу с вирусами, несущими сообщение. Открытие может иметь последствия для разработки новых вакцин.

Исследование клеток

Ученые уже знали, что, когда вирус, содержащий или продуцирующий ДНК, входит в клетку организма, он обнаруживается белком под названием cGAS. Это, в свою очередь, приводит к выработке небольшой сигнальной молекулы под названием cGAMP, которая действует в качестве так называемого вторичного мессенджера, активируя другие элементы иммунного ответа организма.

Сейчас, ученые из Оксфорда обнаружили, что некоторые вирусы при репликации инкорпорируют cGAMP. Это приводит к тому, что, как только вирусы инфицируют новые клетки, cGAMP немедленно вызывает иммунный ответ.

Профессор Ян Рехвинкель из отделения человеческой иммунологии Совета по медицинским исследованиям, Департамента медицины Рэдклиффа Оксфордского Университета, объяснил: «Мы предположили, что вместе с репликацией вируса, молекула cGAMP была встроена и перенесена в следующую инфицированную клетку. Это, возможно, не было замечено раньше, так как в лабораториях исследователи, как правило, используют клетки без cGAS, которые, следовательно, не могут производить cGAMP».

«Вернув обратно cGAS в некоторые из этих клеток, мы смогли сравнить, что происходит, когда вирус заражает новые клетки, — говорит он. — Вирусы их клеток, в которые был возвращен белок cGAS и которые были способны вырабатывать cGAMP, вызывали намного более сильный иммунный ответ, когда заражали новые клетки, чем вирусы из клеток без cGAS.

Это подтверждает нашу гипотезу в клетках с искусственно высокими уровнями cGAS, но нам необходимо было также проверить ее, используя клетки с естественными уровнями белка. Мы использовали клетки мышей и сравнили их с клетками генетически модифицированных мышей, которые не содержали cGAS.

Результат был тот же – где производились молекулы cGAMP, они перемещались внутри вирусных частиц».

«Пока что неясно, отмечают ли клетки эти вирусы намеренно, или это просто побочный продукт репликации вирусов», — отмечает профессор Рехвинкель.

Ученые из Оксфорда теперь изучают, может ли исследование быть использовано для улучшения класса вакцин. Вирусные векторные (рекомбинантные) вакцины – это генетически модифицированные вирусные частицы, предназначенные для выработки иммунного ответа против определенных заболеваний.

Исследователи изучат, сможет ли введение cGAMP в эти частицы стимулировать более сильный иммунный ответ, делая такие вакцины более эффективными.

Последнее изменение: 2024,26, Май в 6:46