Этот современный метод в диагностике рака за рубежом начали применять еще в конце прошлого века. У нас же кровь на маркеры злокачественных онкозаболеваний исследуют сравнительно недавно.
Принцип исследования
В атипично измененных раковых клетках все обменные процессы тоже протекают по-особенному, не так, как в нормальных. Поэтому вещества, которые эти клетки выделяют в кровь в качестве опухолевых антигенов, в норме не встречаются.
Точнее, они встречаются, но в малых количествах. Если же их содержание превысит некий допустимый уровень, можно утверждать о наличии рака. Таким образом, эти вещества можно расценивать как индикаторы, маркеры злокачественных опухолей.
Клинических проявлений еще нет, а маркеры уже есть. На этом и основывается данный метод диагностики раковых заболеваний.
Следует заметить, что какого-либо одного вещества, универсального для всех видов рака, не существует. Для каждой опухоли характерны «свои» маркеры. С химической точки зрения большинство онкомаркеров представляет собой белки (протеины), иногда с включениями жиров (липидов) и углеводов (полисахаридов).
Примечательно, что некоторые из этих соединений не обязательно являются опухолевыми антигенами. Онкомаркеры могут вырабатываться не только самими атипичными клетками, но и здоровыми тканями в ответ на появление этих клеток.
Иногда наблюдаются и вовсе любопытные вещи. В качестве примера можно привести альфа-фетопротеин (АФП) и хорионический гонадотропин человека (ХГЧ). Эти соединения повышаются в норме, но только у беременных женщин.
ХГЧ секретируется хорионом, а затем и плацентой, и является достоверным критерием беременности. Однако он может повышаться и у небеременных женщин, а также у мужчин, и это служит признаком злокачественного опухолевого роста.
АФП, являясь предшественником плазменного альбумина, синтезируется тканями эмбриона, и присутствует в крови беременных и новорожденных. В остальных случаях повышение этого гликопротеина – признак злокачественного роста.
При злокачественных опухолях щитовидной железы, яичек и надпочечников может повышаться уровень продуцируемых ими гормонов. Поэтому данные гормоны тоже можно рассматривать в качестве онкомаркеров. То же касается и ряда ферментов, биологически активных веществ.
Что можно диагностировать
Среди наиболее часто исследуемых маркеров онкозаболеваний:
- АФП – печени
- РЭА (раково-эмбриональный антиген) – раковые опухоли желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), печени, легких, молочных желез, яичников
- ПСА (простат-специфический антиген) — простаты
- ХГЧ – яичника и яичек
- СА (cancer antigen, раковый антиген)15-3 – молочной железы
- СА-125 – яичников
- СА 15-3 – молочной железы
- СА 19-9 – поджелудочной железы, желудка, толстого кишечника, желчевыводящих путей
- НСЕ (нейроспецифическая энолаза) – кожи, легких, нервной системы
- Б-2-МГ (бета-2-микроглоьббулин) – злокачественные опухоли системы кроветворения
- СА 242 – поджелудочной железы, толстого кишечника
- СА 72-4 –легкого, яичников, желудка
- Cyfra 21-1 – легких и мочевого пузыря
- Кальцитонин, тиреоглобулин — щитовидной железы.
Всего выделено более 200 онкомаркеров, и их количество со временем увеличивается.
Методика
Онкомаркеры могут присутствовать в любых биологических средах. Но самой доступной и информативной является, конечно же, кровь. Для анализа кровь берут из вены натощак. Накануне следует воздержаться от физических нагрузок и употребления алкоголя.
Каких-либо специфических подготовительных мероприятий не требуются. У женщин исследование ряда маркеров нежелательно во время менструального цикла.
Исследование крови на маркеры проводится только в специализированных лабораториях, имеющих соответствующую лицензию. Хотя забор крови может осуществляться в любом медицинском учреждении, а далее она доставляется в лабораторию курьерской службой.
Наряду с кровью на онкомаркеры может быть исследован и другой биологический материал – моча, секрет простаты, желудочный сок, жидкость, полученная при пункции плевральной или брюшной полости.
Диагностическое значение
Казалось бы, вот она, долгожданная панацея от рака. Сдал кровь на анализы, выявили его, быстро спохватились, приняли меры, и все, опухоль побеждена на ранней стадии развития.
На самом деле не все так просто, и анализ крови на онкомаркеры по целому ряду причин вряд ли стоит рассматривать в качестве полноценного скринингового метода диагностики.
Основная причина заключается в том, что исследование не обладает абсолютной специфичностью. Из перечня маркеров нетрудно заметить, что один и тот же маркер характерен для нескольких видов, и наоборот, одна и та же раковая опухоль протекает с повышением целого ряда маркеров.
Но это не самое существенное. Проблема в том, что превышение онкомаркеров может отмечаться не только при злокачественной, но и при доброкачественной опухоли, а в ряде случаев вовсе не указывает на опухолевый процесс.
Причин «неракового» повышения онкомаркеров множество – хронические воспалительные заболевания, инфекции, аутоиммунные процессы, цирроз печени, печеночная и почечная недостаточность, и многое другое.
Самыми достоверными с точки зрения диагностики является анализ на ПСА, СА-15-3, СА-242. Менее специфичны анализы на ХГЧ, РЭА, АФП, СА-15, СА 19-9, Б-2-МГ. Но даже ПСА может свидетельствовать не о раке, а об аденоме простаты, а СА-125 о хроническом воспалении или кистах яичников.
И такие случаи отнюдь нередки. Что касается остальных маркеров, то их специфичность еще ниже. Именно поэтому многие из них не исследуются.
С другой стороны, некоторые из раковых опухолей, во всяком случае, на первых порах, могут протекать при нормальном уровне маркеров. Эти вещества повышаются лишь тогда, когда уже имеются клинические проявления, и диагностическая ценность анализа утрачивается. А для некоторых видов опухолей маркеры вообще не идентифицированы.
Но даже если анализ и показал рак, и он есть на самом деле, остается много вопросов. Где именно, в каком месте органа расположена опухоль? На какой стадии развития она? Какой ее гистологический тип? Анализ это не покажет.
Нужны инструментальные и аппаратные исследования – УЗИ, рентгенография, компьютерная томография, эндоскопия, биопсия с последующей гистологией полученного материала. Только эти методы диагностики способны пролить свет на природу опухоли и определить, есть ли она вообще.
Поэтому, если повышен результат, не стоит сразу же прощаться с жизнью. И уж тем более повышенный результат не является самостоятельным показанием к операции, лучевой терапии и другим видам противоопухолевого лечения.
Тогда возникает вопрос – а зачем вообще нужен этот анализ? Он незаменим в тех случаях, когда рак уже подтвержден клиническими данными и другими диагностическими методами и проведено соответствующее лечение.
Снижается маркер, значит лечение результативное, повышается – опухоль рецидивирует. По поводу повышенного результата тоже не все однозначно.
Ведь он напрямую зависит от лабораторного оборудования, на котором осуществляется диагностика. Поэтому нормы результатов, которые предоставляют лаборатории, могут существенно различаться. По этой же причине в интерпретации данных нужно руководствоваться только теми стандартами, которые предоставляет лаборатория, где проводился анализ. И это очень важно.
Есть еще одна причина, которая ограничивает применение данного исследования. Эта причина сугубо экономическая, связанная с относительно высокой стоимостью анализа.
В условиях страховой медицины государство оплачивает только те виды анализов, которые включены в государственную программу профилактики рака.
Конечно же, никто никому не запрещает каждый год сдавать кровь на все виды маркеров. Но такие финансовые расходы по карману далеко не каждому, да в них и нет нужды.
Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к специалисту для консультации.