В17 (вит. В17, генцибиозид нитрила миндальной кислоты Летрил, Лаэтрил, Лаэтраль) еще называют спорным витамином.
Да и витаминоподобным веществом его вряд ли можно считать. Это биологически активное соединение, которое может быть использовано в профилактике и лечении раковых заболеваний.
Правда, мнения об Амигдалине как об онкопротекторе неоднозначны, а взгляды на его пользу диаметрально противоположны. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посредине. Не являясь панацеей, он все-таки оказывает лечебное действие.
Содержание
История открытия
Изучение началось еще в 1802 г. Тогда из косточек горького миндаля выделили синильную кислоту. Немногим позже, в 1830 г., ученые определили, что синильная кислота образуется при распаде другого органического вещества натурального происхождения. Вновь открытое вещество назвали Амигдалином (от лат. amygdala – миндаль).
И, хотя синильная кислота, как и ее производные, цианиды, является токсином, уже тогда были сделаны предположения о возможных целебных свойствах Амигдалина. Ведь горький миндаль использовали еще врачеватели Древнего Китая и Египта.
Вторую жизнь витамину дал американский биохимик Эрнст Кребс. В 1952 г. он экстрагировал из абрикосовых косточек вещество и назвал его Летрилом. Данный синтетический продукт представлял собой концентрированный Амигдалин.
Кребс заявил, что он открыл, ни много, ни мало, средство, способное победить рак. Данное средство он обозначил как вит. В17. До этого он уже открыл вит. В15 или Пантотеновую кислоту.
Свои точку зрения в пользу противоракового действия вит. В17 Кребс подтвердил тем фактом, что некоторые латиноамериканские и азиатские регионы изобилуют абрикосовыми деревьями. Жители этих регионов употребляют абрикосы в пищу, и при этом не страдают онкозаболеваниями. Вообще.
Но в некоторых местах по мере проникновения цивилизации жители постепенно начали переходить на европейский тип питания. И, как только это произошло, появились первые случаи рака.
Еще в качестве аргументации Кребс привел некоторые исторические параллели. Например, открытие Аскорбиновой кислоты (вит. С) позволило одолеть цингу, Никотиновой кислоты (вит. РР) – пеллагру, а Цианокобаламина (вит. В12) – пернициозную анемию.
А ведь эти заболевания ранее считались неизлечимыми. Точно так же вновь открытый Летрил способен поставить точку в противостоянии с раком. Более того, данное вещество может принести пользу в лечении сердечно-сосудистых заболеваний и обменных нарушений.
После этого начались опыты на животных с использованием Амигдалина. Затем в 70-х г. данное вещество внедрили в клиническую практику в качестве средства для лечения онкобольных. Но результаты лечения оказались не столь впечатляющими, как ожидалось. Более того, было установлено, что он способен нанести вред. Причем токсичность вит. В17 усиливалась в комбинации с Аскорбиновой кислотой.
Кребс грудью встал на защиту своего детища. Согласно его утверждениям Витамин В17 токсично действует только на атипично измененные клетки. А для здоровых тканей он безвреден. Чтобы подтвердить свою точку зрения, он сделал себе инъекцию Летрила, которая не нанесла ему вреда.
Но, как говорят в таких случаях, мнения ученых разделились. Представители общепринятой медицины обвинили Кребса и его сторонников в шарлатанстве и некомпетентности. Приверженцы нетрадиционных методов лечения не остались в долгу, и обвинили своих оппонентов в намеренном сокрытии правды.
Ведь использование Амигдалина наносит ощутимый урон фармацевтическим компаниям-производителям химиопрепаратов для лечения рака.
Но, так или иначе, официальные государственные структуры в США, в т.ч. Американское онкологическое общество, Американская медицинская ассоциация, запретили использовать Летрил. Между тем, этот официальный запрет имеет силу не на всей территории США.
В ходе многочисленных судебных разбирательств сторонникам Летрила удалось протащить закон, разрешающий его использовать в исследовательских и практических целях на территории некоторых штатов.
Однако в 1980 г. Верховный суд США запретил международную транспортировку препаратов Амигдалина. Споры по поводу пользы и вреда не утихают до сих пор.
Свойства
Представляет собой ромбические полупрозрачные кристаллы со специфическим миндальным запахом и горьким вкусом. Кристаллы плавятся при температуре 2150С, хорошо растворяются в воде и в спирте. С повышением температуры воды и спирта растворимость Амигдалина повышается.
Химическая формула: C20H27NO11. Номенклатурное название: [(6-O-?-D-глюкопиранозил-?-D-глюкопиранозил)окси](фенил)ацетонитрил. Молекула имеет сложную структуру. Она представляет собой комплекс двух молекул глюкозы, молекулу цианида, и молекулу бензальдегида.
В зависимости от вида действующих ферментов от молекулы может отщепляться один из элементов, или она полностью распадается на четыре части. Этими биохимическими свойствами в значительной степени обусловлено физиологическое действие Амигдалина.
Механизм действия
Именно наличие цианида в его структуре является своего рода камнем преткновения между его противниками и сторонниками. Токсичность цианида общеизвестна, а цианистый калий является сильнейшим ядом, и тоже в представлении не нуждается.
В химическом плане цианиды – это не что иное, как соли синильной кислоты. Эту кислоту еще называют цианистоводородной. Образуется она из цианидов при их взаимодействии с водой.
В физиологическом отношении синильная кислота – сильнейший тканевой яд. Она блокирует фермент цитохромоксидазу. Этот фермент обеспечивает конечный этап тканевого дыхания, в ходе которого при участи кислорода происходит утилизация глюкозы с образованием АТФ.
Блокировка цитохромоксидазы цианидами приводит к тому, кислород не расходуется. В клетках тканей очень быстро формируется его дефицит со всеми негативными последствиями. Это патологическое состояние называют тканевой гипоксией.
При отравлении цианидами, даже приток с кровью достаточного количества кислорода не спасает от тканевой гипоксии. Еще один ингредиент, бензальдегид, является ароматическим углеводородом, и тоже обладает токсическими свойствами.
Однако цианид и бензальдегид в молекуле связаны с сахарами, и потому безвредны. Соответственно, безвреден и Амигдалин. Но после приема внутрь, он подвергается действию фермента бета-глюкуронидазы, продуцируемого кишечной микрофлорой. Под действием этого фермента молекула витамина В17 распадается, цианид высвобождается, трансформируется в синильную кислоту, которая и оказывает токсическое действие на ткани.
В некоторой степени организм способен нейтрализовать действие цианидов благодаря естественному противоядию. Это тканевой фермент роданеза, который связывает цианиды. Именно благодаря роданезе мы без видимого вреда для себя можем получать небольшое количество Амигдалина в составе миндального ореха, абрикосовых косточек, и других продуктов.
Все эти факты легли в основу теории противоракового действия Амигдалина. Согласно ей нормальные и атипично измененные, или, попросту, раковые, клетки функционируют по-разному.
Следовательно, на одно и то же вещество, они тоже будут реагировать по-разному. Основываясь на этом, разработали концепцию «умного яда». Именно так называют Витамин В17 приверженцы его противоракового действия.
По их мнению, кишечная микрофлора вырабатывает небольшое количество бета-глюкуронидазы. Соответственно, объем образующейся синильной кислоты тоже невелик, и практически вся кислота нейтрализуется роданезой. А значит, Амигдалин можно употреблять без ущерба для здоровья.
Более того, цианиды оказывают ряд позитивных эффектов:
- стимулируют мозговую деятельность
- усиливают силу сердечных сокращений
- оказывают антиатеросклеротическое действие
- предотвращают развитие сахарного диабета
- улучшают зрение
- укрепляют иммунитет
- замедляют кожное старение.
Но наиболее заметны его свойства как онкопротектора, противоопухолевого средства. Дело в том, что раковые клетки, в отличие от здоровых, усиленно продуцируют бета-глюкуронидазу, под действием которой Амигдалин расщепляется с выделением синильной кислоты.
Но опухолевая ткань роданезу практически не продуцирует. И этим она тоже отличается от здоровой. В итоге онкоклетки испытывают на себе всю силу пагубного действия синильной кислоты. Развивается тканевая гипоксия. Кроме того, синильная кислота разрушает лизосомы раковых клеток. Из разрушенных лизосом высвобождаются ферменты, которые переваривают клеточные структуры.
Тканевая гипоксия и самопереваривание в конечном итоге приводят к гибели раковой клетки. Клетки здоровых тканей при этом остаются неповрежденными. Бензальдегид тоже здесь играет позитивную роль.
В опухолевой ткани он трансформируется в бензойную кислоту. А производные бензойной кислоты, бензоаты, оказывают антисептическое, противовоспалительное и обезболивающее действие.
Это лишь часть объяснений противоракового действия Амигдалина. Дальнейшие исследования, безусловно, приведут к накоплению сведений о его целительных свойствах. Ясно одно – он для онкобольных не только безвреден, но и полезен. Что касается противников, то они уверены в обратном.
Новые исследования ни к чему не приведут, потому что Амигдалин как противораковое средство заведомо бесперспективен. И их аргументы тоже небезосновательны.
Да, действительно цианиды в организме человека оказывают ряд позитивных эффектов. Но полезны они лишь в небольших количествах. Их чрезмерное поступление наносит вред и здоровым тканям, которые в не меньшей, а возможно и в большей степени, чем опухолевые, страдают от тканевой гипоксии.
Нарушается деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, под действием роданезы цианиды трансформируются в тиоцианиды или роданиды.
Эти серосодержащие вещества в небольшом количестве также могут оказывать полезное действие. Однако избыток тиоцинанидов пагубно отражается на слизистых оболочках желудка и кишечника, на печени, почках, щитовидной железе.
Положение усугубляется еще и тем, что синильная кислота, как и роданиды, выводится почками, выделительная функция которых у онкобольных нарушена. Виной тому и сама опухоль, и токсичные противоопухолевые препараты, что вынужден принимать пациент.
Да и само противоопухолевое действие Амигдалина, мягко говоря, спорно. Опыты проводились in vitro, «в пробирке», т.е., в лаборатории, и in vivo, на животных и на человеке. Но ни один результат опытов нельзя назвать убедительным.
Регресса опухоли у животных не наблюдалось. Зато ухудшалось состояние вследствие отравления цианидами.
То же характерно и для людей. В редких случаях отмечалось временное улучшение. Но, возможно, это было следствием принимаемой химиотерапии и лучевой терапии. Ведь клинические эксперименты не были «чистыми» с использованием одного лишь Амигдалина.
В общем, «умный яд» на самом деле не такой уж и умный. В свою очередь, сторонники его в качестве контрдоводов приводят тот факт, что вред химиопрепаратов и лучевой терапии намного больше, чем предполагаемый вред Амигдалина. Кто прав? Кто виноват? Возможно, точку в споре поставят дальнейшие исследования.
Суточная потребность
Некоторые «целители» для профилактики рака рекомендуют принимать ядра косточек абрикоса, начиная с 1-2 в день, и постепенно доводя их количество до 7-10. Эта и подобные рекомендации приносят больше вреда, нежели пользы. Ведь потребности в Амигдалине организм не испытывает. А в детском, подростковом и юношеском возрасте он запрещен вовсе из-за токсического влияния на растущий организм.
Источники поступления
Поступает витамин В17 исключительно в составе растительной пищи. Довольно много его в ягодах, плодах и их косточках, в некоторых видах орехов.
Содержание в 100 г продуктов
Продукт | Содержание в 100 г |
Горький миндаль | Максимальное |
Орехи кешью | Максимальное |
Косточки абрикоса | Максимальное |
Косточки вишни | Высокое |
Косточки сливы | Высокое |
Косточки чернослива | Высокое |
Просо | Среднее |
Горох | Низкое |
Чечевица | Среднее |
Гречка | Среднее |
Ежевика | Низкое |
Клюква | Высокое |
Крыжовник | Среднее |
Бузина | Максимальное |
Ежевика | Низкое |
Малина | Среднее |
Айва | Среднее |
Семена яблока | Высокое |
Семена груши | Высокое |
Кресс-салат | Низкое |
Картофель | Низкое |
Значения данных:
Значение | Количество, мг/100г |
Низкое | Менее 100 |
Среднее | Около 100 |
Высокое | Около 500 |
Максимальное | Более 500 |
Чтобы свести к минимуму побочные эффекты, нежелательно принимать продукты, богатые им с другими продуктами, богатыми бета-гиалуронидазой. Таковыми являются: морковь, сельдерей, некоторые виды зелени.
А еще непременным условием для всасывания пищевого Амигдалина является удовлетворительное состояние поджелудочной железы. Чтобы снизить нагрузку на ферментативный аппарат поджелудочной железы, на время приема витамина В17 желательно отказаться от употребления алкоголя, кофеинсодержащих напитков, мясных и молочных продуктов, яиц.
Причины и признаки дефицита
Согласно выводам ученых, недостаточное поступление Амигдалина с пищей, нарушение его всасывания при панкреатитах повышает риск злокачественных новообразований. Их оппоненты утверждают, что дефицит, и даже его полное отсутствие никак не сказывается на здоровье.
Взаимодействие с другими веществами
Многие витамины и минералы усиливают действие витамина В17. Среди них – вит. А, Е, С, В6, В9, В12, В15, магний, марганец, селен, цинк. Однако комбинация с вит. С нежелательна. Аскорбиновая кислота снижает содержание в тканях цистеина. Эта аминокислота связывает цианиды.
Следовательно, в присутствии вит. С токсичность Амигдалина увеличивается. Также она увеличивается при сочетании с алкоголем. Лекарственные аналоги панкреатических ферментов улучшают всасывание вит. В17 в кишечнике.
Признаки гипервитаминоза
При избыточном поступлении развиваются следующие симптомы:
- головная боль, головокружение
- общая слабость
- спутанность сознания
- ощущение горечи во рту и першения в горле
- боли в грудной клетке
- одышка
- нарушения сердечного ритма
- бледность или синюшность (цианоз) кожи
- мышечные судороги.
Данные симптомы свидетельствуют о тканевой гипоксии на фоне отравления цианидами, и требуют экстренной госпитализации и интенсивных лечебных мероприятий.
Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к специалисту для консультации.