По сути, профессия дефектолога находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, конечно же, медицины – ее представители занимаются детьми с особенностями умственного и физического развития.
К сожалению, таких детей довольно много, и их нужно адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их положения.
Чтобы понять, чем занимаются дефектологи, стоит взглянуть на их специализации:
- логопед – исправляет дефекты и нарушения речи;
- сурдопедагог - работает с нарушениями слуха;
- тифлопедагог - работает с нарушениями зрения;
- амблиолог – занимается адаптацией и реабилитацией слепых и слабовидящих детей;
- сурдопедагог-тифлопедагог - работает со слепоглухими детьми;
- олигофренопедагог - работает с умственно отсталыми детьми.
Места работы
Должность дефектолога имеется во многих учреждениях, тесно или отдаленно связанных с воспитанием, обучением и адаптацией детей:
- в детских садах и центрах дошкольного развития;
- школа;
- в детских домах;
- в санаториях и других подобных учреждениях.
История профессии
Профессия появилась в начале 20 века, когда многие ученые стали изучать причины различных отклонений у детей, классифицировать их и устанавливать наиболее эффективные методы индивидуального развития таких детей.
В СССР Московский научно-исследовательский институт дефектологии стал первым специальным центром, проводившим подобные исследования и готовившим соответствующих специалистов.
Обязанности
В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут существенно различаться, приведем здесь только основные:
- проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми с особенностями развития (например, занятия по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
- планирование и организация коррекционно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического обеспечения;
- ведение первичной документации;
- взаимодействие с родителями, их консультирование.
Требования
Как правило, работодатели предъявляют к сотруднику следующие требования:
- высшее педагогическое образование;
- опыт работы с «особыми» детьми;
- знание методов и программ коррекционного развития;
- опыт работы в развивающих и коррекционных классах.
Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) - наука о психофизиологических особенностях развития детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, закономерностях их воспитания и обучения.
Дефектолог (коррекционный педагог, спецпедагог) - понятие достаточно широкое. Дефектологи – педагоги, специализирующиеся на работе с детьми с различными отклонениями в развитии.
Они занимаются обучением и воспитанием людей с отклонениями в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на исправление и компенсацию недостатков.
Коррекция - исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений в исправляемом процессе или явлении. Компенсация – уравновешивание или компенсация имеющегося недостатка. Компенсация сломанного или утраченного анализатора, функции происходит за счет сохранившегося.
Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений (институтов, университетов).
Будущие специалисты, помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работы с разными категориями людей с отклонениями в развитии, изучают ряд медицинских дисциплин, психологию и патопсихологию, общую и специальную педагогику.
Все эти специалисты не врачи, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Они работают в различных образовательных, медицинских и реабилитационных учреждениях.
Это могут быть учреждения системы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы, детские сады, поликлиники, больницы, центры психологической помощи и реабилитации,
Работа начинается с тщательного изучения степени выраженности дефекта.
Дефектолог диагностирует высшие психические функции (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение), исследует особенности эмоционально-волевой сферы.
В зависимости от своей специализации педагог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи или интеллектуальном развитии.
После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать необходимые методы, приемы, разработать перспективный план коррекционных мероприятий.
Для ребенка (взрослого) создаются специальные условия для обучения и воспитания, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации других специалистов (невролога, психиатра, отоларинголога, ортопеда, окулиста, ортодонта).
Дефектолог строит свою работу исходя из индивидуальных возможностей каждого, ориентируясь на проблемы и возможности каждого.
Продолжительность работы специалиста с ребенком (взрослым) определяется тяжестью дефекта и динамикой в ??процессе коррекции.
Даже после нескольких занятий иногда сложно сказать, сколько их всего потребуется, и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта.
Каждый случай индивидуален, и иногда речь может идти только о частичной компенсации дефекта. иногда сложно сказать, сколько их всего понадобится, и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта.
В нашем каталоге 75 врачей, из них: 22 специалистов с высшей категорией, 0 профессоров, 0 доцентов, 0 докторов медицинских наук, 0 кандидатов медицинских наук.
Сортировать по:
Раджабова Лаура Ибрагимовна
Рейтинг: 4.2,
Медицинский коррекционный центр нейропсихологии и логопедии (МКЦНиЛ)
Давтян Светлана Асатуровна
Рейтинг: 4.9,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр
Матева Елена Михайловна
Рейтинг: 4.2,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр
Тихонова Айсель Владимировна
Рейтинг: 4.6,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр
Ионова Светлана Николаевна
Рейтинг: 4.4,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Лавлинская Екатерина Владимировна
Рейтинг: 4.3,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр
Абрамова Лаура Владиленовна
Рейтинг: 4.4,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Взорова Анастасия Сергеевна
Рейтинг: 4.2,
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр Марьино
Блинова Мария Михайловна
Рейтинг: 4.2,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр Беляево
Савельева Татьяна Николаевна
Рейтинг: 4.5,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Петрова Виктория Вадимовна
Рейтинг: 4.1,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр Беляево
Чернявская Марина Валентиновна
Рейтинг: 4.4,
Медцентр ПреАмбула Жулебино
Мищенко Ольга Юрьевна
Рейтинг: 4,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Ганусевич Екатерина Александровна
Рейтинг: 4,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Полей Яна Борисовна
Рейтинг: 4.3,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Коростелева Анна Владимировна
Рейтинг: 4,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Данилина Анна Витальевна
Рейтинг: 4.1,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Костюнина Ксения Даниловна
Рейтинг: 4.1,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Еньков Андрей Александрович
Рейтинг: 4.7,
Центр детской неврологии и реабилитации НейроСпектр Беляево
Бреева Полина Александровна
Рейтинг: 4,
Мы сожалеем, но запись в настоящее время, не ведётся, выберите другого специалиста.
Дефектолог